Ксенократ


Ксенократ
    Ксенократ, сын Агафенора, из Халкедона. Смолоду он слушал Платона и даже сопровождал его в Сицилию. Так как он был медлителен от природы, то Платон, сравнивая его с Аристотелем, говорил: "Одному нужны шпоры, другому – узда"4-8 и "Какого осла мне приходится вскармливать и против какого коня!" Впрочем, во всем остальном Ксенократ всегда отличался важностью и мрачностью, так что Платон нередко ему говаривал: "Принеси жертву Харитам, Ксенократ!"
    Жил он большею частью в Академии, а когда собирался выходить в город, то, говорят, все крикуны и носильщики бежали расчищать ему путь.
    Гетера Фрина захотела однажды его испытать. Словно спасаясь от кого-то, она прибежала к его дому, и он по доброте душевной ее впустил; в доме было одно только ложе, и он его с нею разделил; но, сколько она ни домогалась, она так и ушла ни с чем, а на расспросы потом отвечала, что не от человека встает, а от истукана. Впрочем, другие говорят, что это была Лаида, а положили ее с ним его ученики. Но самообладание его было таково, что он умел терпеть, даже когда ему резали или прижигали срамные части.
    Нелжив он был настолько, что ему одному афиняне позволяли выступать свидетелем без присяги, хотя по закону это и не допускалось.
    Отличался он и крайней независимостью. Так, когда Александр прислал ему много денег, он отложил себе 3000 аттических драхм, а остальное отослал обратно, сказавши: "Царю нужно больше – ему больше народу кормить". От Антипатра он также не принял подарков (как пишет Мирониан в "Сравнениях"). А когда у Дионисия на празднике Кружек4-9 ему за обильную выпивку поднесли золотой венок, он вышел и надел его на статую Гермеса, как надевал обычные цветочные венки.
    Есть рассказ о том, что его вместе с другими послами отправили к Филиппу; остальные поддались на подарки и стали ходить на званые пиры и болтать с Филиппом; Ксенократ ничего этого не делал, и Филипп за то не желал его видеть. Поэтому, воротившись в Афины, послы заявили, что Ксенократ ездил с ними понапрасну, и народ уже готов был его наказать; но, услышав от него, что теперь надобно еще пуще заботиться об отечестве ("ибо Филипп знает, – говорил он, кто здесь подкуплен, но знает и то, что меня ему ничем не подкупить"), афиняне воздали ему сугубый почет. И сам Филипп потом говорил, что Ксенократ один оказался неподкупен из всех, кто к нему приехал. Также и потом, будучи послан к Антипатру для переговоров об афинских пленниках, взятых в Ламийской войне, он в ответ на приглашение к обеду произнес такие стихи:
        О Цирцея, какой же пристойность и правду любящий
        Муж согласится себя утешать и питаем и едою
        Прежде, пока не увидит своими глазами спасенья
        Спутников?..4-10
    и Антипатр, оценив меткость этих слов, тотчас отпустил пленников.
    Однажды за пазуху ему залетел воробей, спасаясь от ястреба: он потрепал воробья и выпустил, сказавши, что не пристало выдавать просителя. В ответ на насмешки Биона он сказал, что не возразит ни единым словом: недостойно трагедии отвечать насмешкам комедии. Одному человеку, который не знал ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, но желал стать его учеником, он ответил так: "Ступай прочь: тебе не за что ухватить философию!" – а по другим известиям, так: "У меня здесь не шерстобитня!"4-11
    Когда Дионисий при нем сказал Платону, что отрубит тому голову, Ксенократ показал на свою собственную и воскликнул: "Сперва – вот эту!" Антипатр, говорят, в бытность свою в Афинах обратился к нему с приветом, но он отозвался не раньше чем договорил свои рассуждения до конца. Чуждый всякой спеси, он не единожды в день погружался в беседу с самим собой и целый час, говорят, уделял молчанию4-12.
    Он оставил множество сочинений, стихов и увещаний, а именно такие: "О природе" шесть книг, "О мудрости" шесть книг, "О богатстве", "Аркадянин", "О неопределенном", "О дитяти", "О сдержанности", "О полезном", "О свободе", "О смерти", "О добровольном", "О дружбе" две книги, "О надлежащем", "О противоположностях" две книги, "О счастье" две книги, "О сочинительстве", "О памяти", "О ложном", "Калликл", "О разумении" две книги, "Домостроение", "О здравомыслии", "О силе закона", "О государстве", "О набожности", "О том, что можно научить добродетели", "О сущем", "О судьбе", "О страстях", "Об образах жизни", "О согласии", "Об учениках" две книги, "О справедливости", "О добродетели" две книги, "Об образах", "О наслаждении" две книги, "О жизни", "О мужестве", "О едином", "Об идеях", "Об искусстве", "О богах" две книги, "О душе" две книги, "О науке", "Политик", "О наукознании", "О философии", "О Парменидовых учениях", "Архедем, или О справедливости", "О благе", "О понимании" восемь книг, "Разрешение спорных рассуждений" – десять книг, "Беседы о природе" – шесть книг, "Оглавление", "О родах и видах", "Пифагорейские вопросы", "Разрешения" – две книги, "Разделения" – восемь книг, "Положения" – двадцать книг, 30 000 строк, "Изучение диалектики" четырнадцать книг, 12 740 строк, затем пятнадцать книг и еще шестнадцать книг "О науках, относящихся к слову", девять "Книг рассуждений", "О науках" шесть книг, "Еще о понимании" две книги, "О геометрах" пять книг, "Записки", "Противоположности", "О числах",
    "Наука чисел", "О расстояниях", "Об астрономии" шесть книг, "Начала царской власти" к Александру – четыре книги, "К Арибе", "К Гефестиону", "О геометрии" две книги; всего общим счетом 224 239 строк.
    Вот каков он был – и все-таки афиняне вывели его на продажу за то, что он не мог уплатить подать с иногородних4-13. Выкупил его Деметрий Фалерский, сразу дав и ему свободу, и афинянам деньги. (Так пишет Мирониан Амастрийский в I книге "Оглавления исторических сравнений".)
    Школу он принял от Спевсиппа и возглавлял ее двадцать пять лет, начиная от архонтства Лисимахида, что во 2-м году 110-й олимпиады. Умер он ночью, упавши на какой-то сосуд, на 82-м году жизни. О нем мы написали так:
        Медный сосуд задел ты ногой и разбил себе череп,
        Громкий крик испустил и без дыханья лежишь,
        О Ксенократ, о лучший муж из всех мужей!4-14
    Было также шесть других Ксенократов: первый – весьма старинный военный писатель, [...]4-15; [третий] – родственник и земляк названного философа, от него сохранилась "Арсинойская речь", написанная на смерть Арсинои; четвертый – философ, писавший также и элегии, но неудачно (любопытно, что когда поэты берутся за прозу, это им удается, а когда прозаики – за стихи, то спотыкаются, из чего следует, что одно дается от природы, а другое – от искусства); пятый – ваятель; шестой – сочинитель песнопений, о котором говорит Аристоксен.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Издательство "Мысль", / 2-е изд., испр.. . 1986.

Смотреть что такое "Ксенократ" в других словарях:

  • КСЕНОКРАТ — KCEHOKPAT (Xenokrates) (род. 396 ум. 314 до Р. X.) – древнегреч. философ родом из Халкедона; с 339 до Р. X. – руководитель Академии (Платона). От него идет деление философии на диалектику (логику), физику (натурфилософию) и этику. Философский… …   Философская энциклопедия

  • Ксенократ — Ксенократ: Ксенократ из Халкидона древнегреческий философ IV века до н. э. Ксенократ из Афродисиады древнегреческий врач I века н. э …   Википедия

  • Ксенократ — Ксенократ, Ksenokrates, из Халкидона, 394 314 гг. до н. э., греческий философ. Древние авторы называют несколько десятков названий произведений Кс. Среди них были естественнонаучные сочинения, трактаты по этике и математике, от которых… …   Античные писатели

  • КСЕНОКРАТ —     КСЕНОКРАТ (Ξενοκράτης), сын Агафенора (396, Халкедон на Боспоре 314 до н. э., Афины), др. греч. философ, ученик Платона. После смерти Платона вместе с Аристотелем покинул Академию; с 339 схоларх Академии, сменивший Спевсиппа. Сочинения К.… …   Античная философия

  • Ксенократ — (Xenocrates, Ξενοχρατης). Философ, род. в Халкедоне в 396 г. до Р.Х. Он был ученик Платона и после Спевзиппа стоял во главе академии в течение 25 ти лет. Умер в 314 г. до Р.Х. Произведения его не сохранились (Источник: «Краткий словарь мифологии… …   Энциклопедия мифологии

  • Ксенократ — (Xenocrates) (396 314 до н.э.), греч. философ, ученик Платона, впоследствии глава Академии (339 314 до н.э.). Избирался послом Афин к македонскому царю Антипатру (322 до н.э.). Как философ был подражателем Платона …   Всемирная история

  • Ксенократ — (Ξενοκράτης) из Халкидона Вифинского (396 314 до Р. Хр.), был учеником Платона и после непосредственного преемника Платонова, Спевзиппа, стоял во главе академии (339 314). В учении своем он, если судить по свидетельствам различных авторов (из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КСЕНОКРАТ —    • Xenocrătes,          Ξενοκράτης,        1. сын Энесидема, брат тирана Ферона акраганского, отец Фрасибула, бывший несколько раз победителем на олимпийских играх, воспет его другом Пиндаром в 6 й пифийской и 2 й истмийской одах;        2. К.… …   Реальный словарь классических древностей

  • Ксенократ — (396 314)    др. гр. философ, ученик Платона, гл. Академии с 339 после Спевсиппа. Происх. из Халкедона. Диоген Лаэртский перечисляет 75 соч. К., от к рых до нас дошли отдельные фр ты. К. первый разделил философию на физику, этику и диалектику. Он …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Ксенократ —          из Калхедона (ок. 395 312 до н.э.) греч. философ, с 339 стоявший во главе Афинской платоновской академии. К. развил опиравш. на пифагорейское учение о числах мысли позднего Платона в цельное мировоззрение. Первопричинами сущего К. считал …   Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.